Ранги для ведьм - понятие условное и необходимое скорее для оценки способностей и опыта в рамках игры.
1. Новичок
Магические способности у детей блокируются естественным образом, так как малыши еще не готовы их использовать. Блокировка снимается сама лет в шесть-семь. До этого возраста дети могут получать только теоретические знания, наблюдая за матерью/бабушкой, а могут и вообще ничего не получать, если сохранение тайны важнее.
2. Ученица
Как только блокировка способностей снимается, начинается обучение ребенка магии. Прежде всего его учат самоконтролю, концентрации, необходимости соблюдать конспирацию. Никаких специальных школ не существует, в каждой семье знания передаются из поколения в поколение и тщательно охраняются от посторонних. Очень важен для обучения так же личный опыт, практика. Этот этап длится около десяти лет, у невольных ведьм, которым самостоятельно приходится постигать азы магии с нуля - пятнадцать-двадцать. Ученицы могут творить только слабые чары, часто совершают ошибки, сбиваются, их магический резерв очень мал, поэтому требуется больше времени на восстановление. Магию Учениц легко вычислить, в то время как сами они не могут почувствовать волшбу более сильных коллег.
бонус к броску кубика: -1
время действия успешных чар: от пяти минут до суток
время на восстановление сил: трое-четверо суток, для невольных до нескольких недель.
3. Знающая
Это самый обширный, можно сказать, основной этап в жизни ведьмы. Знающая колдунья без каких-либо подсказок может творить чары средней сложности в рамках своей специализации, она собрана, уверена в себе, хотя подвержена эмоциям, которые сбивают концентрацию. Знающая умеет правильно рассчитывать силы и выбирать цели, она никогда не подожжет стол вместо свечки. Рожденные ведьмы могут изучать сопутствующие специальности и собираться в круги. Невольные ведьмы учатся забирать энергию из окружающего мира и у других живых существ; часто это происходит неосознанно, так как собственного энергетического резерва у них нет. За счет такого "вампиризма" восстановление сил происходит быстрее. Магия на этом этапе все еще сравнительно легко распознаваема, но и сами ведьмы учатся чувствовать чужую волшбу.
бонус к броску кубика: 0
время действия успешных заклинаний: от нескольких суток до нескольких месяцев (охранные чары, порчи и т.д.)
время на восстановление сил: сутки-двое, для невольных до недели.
4. Мастерица
Годам к шестидесяти, при условии постоянного самосовершенствования, ведьмы становятся Мастерицами. Это самая высокая ступень для невольных, да и то далеко не все его достигают. Мастерица прекрасно владеет своей специализацией, почти не ошибается, и сбить ее гораздо труднее, чем Знающую ведьму. Она так же изучила еще одну-две сопутствующие специализации и может творить очень сильные чары, способна манипулировать человеческим сознанием. Магия Мастериц практически необнаружима (это значит, что если одна даст другой гребешок с проклятием. жертва может этого и не почувствовать). Платой за силу становятся эмоции. Чем старше ведьма, тем меньше она испытывает их, и в поисках способа заполнить пустоту внутри все чаще прибегает к магии, и тем меньше значат для нее нормы морали, общечеловеческие принципы. У невольных ведьм на этом этапе формируется собственный энергетический резерв, но он небольшой и нестабильный, для мощных чар его недостаточно. Здесь таится большая опасность: благодаря инстинкту самосохранения организм постоянно тянет энергию из мира и людей. Чем сильнее магия, тем больше инстинктивное стремление поскорее восполнить потраченные силы. Невольная Мастерица способна восстановиться даже быстрее рожденной за счет человеческих смертей ("выпив" человека досуха), но и ей самой это грозит мучительной гибелью. Для рожденных такая опасность тоже существует, если они чересчур увлекаются "паразитированием" на людях.
бонус к броску кубика: +1
время действия успешных заклинаний: до двух лет (болезни, проклятия, порчи - неопределенный срок, пока не будут вылечены/сняты)
время на восстановление сил: до двух суток, для невольных от нескольких часов (за счет человеческой смерти) до двух недель (естественным путем).
5. Старшая
Редкая ведьма может достичь высшего уровня мастерства. Для этого требуется не только постоянная работа над собой, но и изначально высокий потенциал. Стать Старшей можно в возрасте от ста десяти лет. Эти ведьмы способны творить по-настоящему сильные и страшные чары, даже отсрочить свою смерть (до 180 лет максимум), они в совершенстве знают магию и разбираются в устройстве мира. Но, как правило, в них мало уже остается человеческого, даже самые добрые некогда превращаются в нелюдимых бесчувственных одиночек.
бонус к броску кубика: +2
время действия успешных заклинаний: до десяти лет (болезни, проклятия, порчи - пока не будут вылечены/сняты)
время на восстановление сил: до пяти суток.
NB! При перемещении в реальный мир, особенно внезапном, любая ведьма частично теряет контроль над своей силой. Даже самые простые заклинания могут давать неожиданный эффект, вплоть до противоположного ожидаемому. Потому для ведьм, заброшенных в Лондон, действуют следующие корректировки к значению кубика:
ведьмы, рангом от ученицы до мастерицы: -2
ведьмы ранга старшей или любые, прожившие в Лондоне больше года: -1
любая ведьма, прожившая в Лондоне больше трех лет: 0
Емкость магического резерва - понятие еще более условное, чем разделение на ранги. Вводится для того, чтобы игроки и мастера могли хотя бы приблизительно оценить возможности персонажа и учитывать их в процессе игры.
Емкость резерва означает запас энергии, которую можно относительно безопасно использовать для колдовства. Полное его опустошение угрожает здоровью и жизни ведьмы.
Предел возможностей - это состояние, за которым дальнейший расход жизненных сил может обернуться смертью.
У каждой ведьмы емкость резерва своя, зависит она от многих факторов, но общая схема такова:
1. уровень Ученицы: два-три слабеньких заклятия требуют продолжительного отдыха, семь - опустошают резерв полностью; предел возможностей - десять.
2. уровень Знающей: пять средних заклинаний или двенадцать мелких; предел возможностей - одно сильное заклинание, или семь средних, или пятнадцать слабых.
3. уровень Мастерицы: четыре сильных заклинания, или десять средних, или шестнадцать слабых; предел возможностей - пять сильных заклинаний, или тринадцать средних, или двадцать слабых.
4. уровень Старшей: семь сильных заклинаний, или тринадцать средних, или двадцать пять слабых; предел возможностей - восемь сильных заклинаний, или пятнадцать средних, или тридцать слабых.
Изготовление слабого артефакта по расходу энергии приравнивается к средним чарам.
Приготовление сильного зелья так же приравнивается к средним чарам по расходу энергии.
Развитие врожденной сверхспособности происходит по тем же этапам, но независимо от общего обучения ведьмы - т.е., развивать ее нужно отдельно, целенаправленно. Энергия на использование способности тратится все из того же резерва.