Хотя Веланская империя считается одной из самых просвещенных стран, хорошее образование здесь доступно не многим – в основном это привилегия высших сословий. Но уж написать свое имя и сосчитать до двенадцати умеет каждый.

Беспризорники и сироты

Для попечения детей, оставшихся без родителей, созданы приюты при монастырях, детские дома трудолюбия. В последних дети могут получать не только трудовое обучение, но и бесплатные обеды, а иногда и кров, возможность закончить начальную школу. Обучаются по выбору ремеслам: сапожному, столярному, слесарному, токарному, переплетному, а также плетению корзин. Особо успевающим выплачивается зарплата от 3 до 5 чётов в день (сумма выдается по окончании обучения). Важно продержать подростка до возраста, когда его уже могут взять работать на фабрику или завод.
В приюты попадают дети сироты, бесприютные, нищие, отданные по воле родителей или по судебному приговору (малолетние преступники). Некоторые приюты финансируются частными лицами, поэтому условия в них немного лучше, чем в государственных. Если приют земледельческий, то ему в пользование  отводится казенный участок земли; все принадлежащее приюту недвижимое имущество освобождается от сборов в пользу казны.
Дворянские дети, оставшиеся без родителей, передаются на попечение родственникам, близким или дальним, или близким друзьям семьи. Если таковых нет, дети высшего дворянства, офицеров находятся на попечении казны, остальные отправляются в частные приюты.

Низшее сословие

Начальное образование является обязательным для детей с 5 до 13 лет. В городах открыты школы, которые содержатся за счет местных властей. Срок обучения составляет три года, в программу входят религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета, некоторые точные науки. Учебников нет, все заучивается наизусть по словам учителя. За проступки, непослушание применяются телесные наказания.  На практике эти школы могут посещать не все: многие семьи, страдающие от нищеты, вынуждены посылать своих отпрысков на заработки. В деревнях и маленьких поселениях часто никаких школ нет и вовсе, здесь дети крестьян, ремесленников, рабочих с малолетства по мере сил помогают родителям. Некоторое количество школ открыто при монастырях, в них дети обучаются не только богословию, но и чтению, счету, письму. С четырнадцати лет дети начинают работать. Для желающих (и имеющих возможность) продолжить обучение созданы ремесленные училища. Туда принимают детей в возрасте 12-14 лет, имеющих начальное образование, для освоения какого-то ремесла. Обучение длится два года, оно финансируется властями и бесплатно для населения. Некоторые ремесленники берут себе подмастерьев и в течение нескольких лет натаскивают в собственном ремесле. Подмастерье одновременно является и слугой мастера, после окончания обучения он еще некоторое время обязан работать на своего мастера, возвращая таким образом затраты на свое содержание и воспитание. Необходимо отметить, что девочек в школы не принимают. Они обязаны помогать матерям и заниматься хозяйством.

Среднее и привилегированные сословия

Состоятельные люди, дворяне стремятся обеспечить своим детям достойное образование, ведь оно является залогом их будущей успешной жизни. Для детей из третьего сословия существует гимназии, отдельно для мальчиков и девочек. Срок обучения в них составляет семь лет. К обязательным предметам добавляются география, естествознание, начальная физика, геометрия, черчение, история, философия, литература, иностранный язык, фехтование; для девочек – музыка, танцы, рисование, рукоделие и домоводство. Уроки здесь так же заучивают наизусть, и нередки телесные наказания. Обучение в гимназиях платное, но все же более дешевое, чем лицеи и пансионы, поэтому здесь часто учатся также дети бедных дворян.
Значительная часть дворянских детей получает домашнее воспитание и образование. В возрасте 7-8 лет детей передают на воспитание гувернеров и гувернанток. Для благовоспитанной девицы обязательным считается знание нескольких иностранных языков, умение играть на фортепьяно, кое-какие рукоделия, прохождение краткого курса закона Божьего, истории, географии и арифметики, а также кое-что по части истории литературы. Для мальчиков в гувернеры нанимают обычно лицейского учителя, который проходит с питомцем положенную программу. В богатых домах танцам обучают специальные приглашенные учителя, в домах победнее обходятся без них или учат сами родители. Большое внимание уделяется физическому воспитанию детей, причем цель этих занятий не в укреплении их здоровья, а в стремлении научить стойко переносить трудности.

Девушки
Девочки из благородных семейств с 6 до 18 лет обучаются в пансионах. Это частные учебные заведения, где воспитанницы не только учатся, но и живут, отправляясь домой лишь на каникулы два раза в год (два месяца летом и месяц зимой) и по большим праздникам. Жизнь в пансионах подчинена строгим правилам, каждый день расписан по минутам: подъем в шесть утра, туалет, повторение уроков, затем завтрак. После завтрака начинаются уроки, которые продолжаются до шести часов вечера с перерывом на обед. После ученицам дается немного свободного времени на отдых и подготовку уроков, перед сном ужин и туалет. При каждом пансионе есть сад, где воспитанницам разрешается гулять в перерывах между занятиями, обязательно под надзором одной из воспитательниц. Совершаются организованные выходы в театры, музеи, в церковь по выходным.
Воспитанницы пансионов обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого. Коричневый цвет символизирует близость к земле и практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизируют возрастающую образованность и аккуратность. На выпускном публичном экзамене присутствует император и члены его семьи. По окончании пансиона шесть лучших выпускниц получают специальный золотой вензель, который носят на белом банте с золотыми полосками. Некоторые воспитанницы становятся фрейлинами двора.
Обучение в пансионе направлено на подготовку девушек к дальнейшей светской и семейной жизни, из них воспитывают достойных жен для дворян. Но главной целью воспитания является формирование «новой дворянской женщины», образованной, эстетически развитой, занимающей видное место в светской жизни. В программу обучения входят: закон божий, иностранные языки, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того изучаются танцы, музыка, рисование, рукоделие и различные виды домоводства, преподаются так же предметы светского обхождения. В самих пансионах и в домах вельмож устраиваются балы, спектакли, на которых присутствуют  воспитанницы пансионов. Торжественно проходят собрания по окончанию учебного года. Приглашаются придворные, иностранные послы, знатное дворянство, высшие военные чины.

Юноши
Для мальчиков из дворянских семей возможности обучения гораздо шире. Это различные лицеи, гимназии, навигацкие школы, пажеские и кадетские корпуса и т.п.. В некоторые из них принимаются так же дети третьего сословия, обеспеченные и имеющие хорошее происхождение (родители не разбогатевшие крестьяне или ремесленники). Учебный план этих заведений обширен, цель их – подготовка дворянских детей к придворной или военной службе. В приоритете общественные науки, отсутствуют религиозные дисциплины, но большое значение придается нравственности. Изучение предметов проводится по циклам, каждый из которых ведет отдельный учитель.
Основные предметы в лицеях:
   - математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
   - изящные искусства (литература, лингвистика, эстетика, теория поэзии);
   - естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
   - иностранные языки;
   - цикл наук философских (этика);
   - экономические науки;
   - история и география;
   - правоведение, история права, логика;
   - музыка, танцы, гимнастика;
   - фехтование, верховая езда, плавание.
Обучение в разных учебных заведениях начинается обычно в возрасте 7-9 лет и длится разное количество лет (чаще девять). Для надзора за учащимися существуют должности классных надзирателей, которые должны следить за поведением воспитанников в урочное и внеурочное время. Телесные наказания так же имеют место быть.

Высшее образование

Университеты доступны только юношам дворянского и высшего слоя третьего сословия. Они являются центрами научной и просветительской работы в учебном округе, при университетах создаются музеи, академии, обсерватории, медицинские центры. В каждом крупном городе есть хотя бы один университет. В качестве вольнослушателей лекции может посещать любой интересующийся предметом.
Существует ряд специализированных институтов, направленных на подготовку специалистов с техническим образованием. В них имеют право обучаться одаренные юноши любых чинов, но за установленную плату, срок обучения составляет четыре года. Для девушек при пансионах открыты двухгодичные педагогические курсы, готовящие будущих учительниц.